• 1
  • ...
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

  • критика

    Иван Тургенев. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва.

    Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва.

    Иван Тургенев

    Книгу С. Т. Аксакова Тургенев ценил за правдивый показ русской природы. Но по своему содержанию, по кругу вопросов, затронутых Тургеневым, его статья выходила далеко за рамки оценки книги С. Т. Аксакова, что было замечено еще современниками...
    Михаил Салтыков-Щедрин. Засоренные дороги и с квартиры на квартиру

    Засоренные дороги и с квартиры на квартиру

    Михаил Салтыков-Щедрин

    А. К. Шеллер (псевд. – Михайлов) – один из популярных беллетристов 60–70-х годов, посвящавший свои произведения преимущественно теме «новых людей». Салтыков внимательно следил за творческой эволюцией писателя, видя в ней яркую иллюстрацию...
    Борис Арватов. Речетворчество

    Речетворчество

    Борис Арватов

    «Когда впервые появились произведения „заумников“ (Хлебникова и Крученых) и публикой и огромным большинством исследователей они были восприняты: 1) как факт до сих пор небывалый; 2) как факт, возможный только в поэзии; 3) как явление чисто...
    Борис Арватов. Контр-революция формы

    Контр-революция формы

    Борис Арватов

    «То реакционное социально-художественное движение, выразителем которого является Брюсов, широкой волной разлилось сейчас по Республике. Брюсовское творчество не единичное явление, не индивидуальный, одинокий факт. Почитайте пролетарских поэтов,...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Поэзия «воли к силе и воли к жизни» (С. Надсон)

    Поэзия «воли к силе и воли к жизни» (С. Надсон)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Нередко, – особенно за последнее время, – приходится слышать циркулирующее среди публики мнение о том, будто Надсон – типичный „нытик“. Критики, в свою очередь, обращают преимущественно внимание на мотивы „разочарования“, на пессимистические...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Памяти Григория Мачтета

    Памяти Григория Мачтета

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «…элемент, который отличал произведения Мачтета от повестей и романов шестидесятых-семидесятых годов – это элемент „чудес“. В поисках за романтическими сюжетами Мачтет обращался иногда к легендам и героическим сказаниям. Он воспользовался,...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Душевная драма Некрасова

    Душевная драма Некрасова

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Недавнее чествование Некрасова воскрешает память об одной из самых острых и мучительных „душевных“ драм, какие только знает летопись русской литературы. <…> Его душевная драма издавна приковывала к себе особенное внимание как со стороны...
    Александр Блок. «Без божества, без вдохновенья»

    «Без божества, без вдохновенья»

    Александр Блок

    «Среди широкой публики очень распространено мнение, что новая русская изящная литература находится в упадке. Последнее имя, которое произносится с убеждением людьми, стоящими совершенно вне литературы, есть имя Льва Толстого. Все позднейшее, –...
    Аким Волынский. Репин и Ге

    Репин и Ге

    Аким Волынский

    «В ноябре истекшего 1894 года известный художник И. Е. Репин напечатал в приложениях к „Ниве“ небольшую статью под названием „Николай Николаевич Ге и наши претензии к искусству“. Производя критическую оценку произведениям Ге, г. Репин не в...
    Владимир Михайлович Шулятиков. На рубеже двух культур

    На рубеже двух культур

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Гоголь – это носитель „средневекового“, мистико-аскетического мировоззрения. Гоголь знаменует собой момент пробуждения русского общественного самосознания. Гоголь не начинает нового периода русской литературы, а лишь завершает старый. Гоголь –...
    Влас Дорошевич. Мунэ-Сюлли

    Мунэ-Сюлли

    Влас Дорошевич

    «Этому больше четверти века. В Петрограде, – тогда в Петербурге – происходил международный конгресс криминалистов. В Михайловском манеже была устроена тюремная выставка. Печальная пальма печального первенства принадлежала Бельгии…»
    Михаил Салтыков-Щедрин. Некрологические заметки

    Некрологические заметки

    Михаил Салтыков-Щедрин

    Среди множества откликов на смерть Тургенева анонимное выступление Салтыкова принадлежит к числу наиболее замечательных. По глубине и масштабности исторического осмысления Тургенева, его значения для русской жизни, с этим выступлением...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Проповедник «живого дела» (Памяти И.А. Гончарова)

    Проповедник «живого дела» (Памяти И.А. Гончарова)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «В своих „Русских ночах“ князь Владимир Одоевский, на заре „сороковых годов“, отмечал приближение новой эры русской жизни. Наступает „век смерти поэзии“ – горько жаловался он, – общество заражается грубым „материализмом“, в душе современного...
    Влас Дорошевич. Колоннада

    Колоннада

    Влас Дорошевич

    «Вот запоздавший спектакль. „Эпизоды Отечественной войны“ С.С. Мамонтова следовало поставить в 1912 году. А драму П.Д. Боборыкина „Соучастники“ – двадцать лет тому назад. Когда г-жа. Ермолова играла молодые роли и покойный Горев играл еще...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Критические этюды (А. И. Сумбатов)

    Критические этюды (А. И. Сумбатов)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Перед нами три тома драматических произведений книги А. И. Сумбатова. Действие его драм разыгрывается обыкновенно в интересной социальной обстановке. Г. Сумбатов, следуя традициям, завещанным драмой шестидесятых-семидесятых годов, старается...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Против воли (Н. В. Гоголь)

    Против воли (Н. В. Гоголь)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «…Гоголь заботится о том, чтобы его „душа была чище горного снега и светлей небес“. Но что это означает, что разумеет Гоголь под понятием „чистой и светлой души?“ Говорит ли он о таком состоянии душевного мира, которое характеризуется...
    Владимир Михайлович Шулятиков. На рубеже двух культур

    На рубеже двух культур

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Гоголь – это носитель „средневекового“, мистико-аскетического мировоззрения. Гоголь знаменует собой момент пробуждения русского общественного самосознания. Гоголь не начинает нового периода русской литературы, а лишь завершает старый. Гоголь –...
    Виктор Буренин. Критические очерки. Литературное юродство и кликушество

    Критические очерки. Литературное юродство и кликушество

    Виктор Буренин

    «…В нашей литературе замечается одно курьезное явление: выскакивание время от времени юродивых и кликуш. Эти кликуши и юродивые выскакивают во всевозможных видах: то в виде поэтов, сочиняющих нелепые вирши, то в виде критиков и публицистов,...
    Валерий Брюсов. О искусстве

    О искусстве

    Валерий Брюсов

    «На этих страницах я пересказываю свои мысли о искусстве. Что такое искусство, откуда оно или в чем его цель, – эти вопросы близки мне давно, с раннего детства; в своих раздумьях вновь и вновь возвращался я к ним, ибо годы жил только искусством...
    Владимир Михайлович Шулятиков. О новых произведениях П. Д. Боборыкина

    О новых произведениях П. Д. Боборыкина

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Героями произведений г. Боборыкина являются наряду с представителями культурной буржуазии интеллигенты-прогрессисты и в их числе прогрессист, отрицающий непреложность „ортодоксии“ марксизма, стоящий за „соглашение“ между народниками и...
    Владимир Михайлович Шулятиков. «Новое искусство»

    «Новое искусство»

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Когда несколько лет тому назад увлечение „новым искусством“ у нас приняло характер острого общественного поветрия, когда проповедником декадентства и символа явились не только молодые писатели, только что начавшие свою литературную карьеру, но...
    Александр Амфитеатров. После лондонского конгресса

    После лондонского конгресса

    Александр Амфитеатров

    «Лондонский конгресс для изыскания мер борьбы против торговли белыми невольницами торжественно провалился. Впрочем, даже и не торжественно. Он просто „не расцвел и отцвел в утре пасмурных дней“. Спрятался куда-то – в самый петитный уголок...
    Влас Дорошевич. Мистерия

    Мистерия

    Влас Дорошевич

    «Представьте себе совершенно невероятную картину. Париж. Вечер. Город охвачен весельем. Огромный театр. Полный нарядный зал. Фраки; великолепные туалеты. И на эту блестящую толпу смотрят со сцены глаза распятого Христа. На сцене Голгофа. Три креста…»
    Влас Дорошевич. Последнее слово реализма

    Последнее слово реализма

    Влас Дорошевич

    «Я вернулся домой весь разбитый. Словно на мне возили дрова. Я едва дотащился до кресла и сижу подавленный, в каком-то оцепенении, полный того ужаса, который только что пережил. Что случилось? Я был в театре. В одном из лучших парижских...
    Михаил Салтыков-Щедрин. В разброд

    В разброд

    Михаил Салтыков-Щедрин

    Вторая рецензия Салтыкова на произведения Михайлова явилась продолжением полемики «Отечественных записок» с журналом «Дело» по важнейшим проблемам эстетики. Настаивая на верности своего прошлогоднего отзыва о Михайлове и связанных с ним общих...
    Леонид Дмитриевич Семенов. Великий утешитель

    Великий утешитель

    Леонид Дмитриевич Семенов

    Рецензия на спектакль Александрийского театра по трагедии Софокла «Эдип в Колоне».
    Влас Дорошевич. «Вишневый сад»

    «Вишневый сад»

    Влас Дорошевич

    «Говорят, Л.H. Толстой, который очень любит произведения А.П. Чехова, не признает в нем драматурга. – Но чеховские драмы хороши, как чеховские рассказы! – возражают ему. Он, говорят, отвечает: – Ну, да! Это и есть не драмы, а рассказы…»
    Иван Тургенев. Фауст, траг. Соч. Гёте. Перевод первой и изложение второй части. М. Вронченко

    Фауст, траг. Соч. Гёте. Перевод первой и изложение второй части. М. Вронченко

    Иван Тургенев

    Статья Тургенева является образцом философской, общественно активной критики, за которую ратовал Белинский. «Фауст» Гёте для Тургенева – это произведение, пронизанное страстной, ищущей мыслью, это апофеоз борьбы человеческой личности за свои...
  • 1
  • ...
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • Оставайтесь на связи

    Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
    книги, что говорят с тобой
    © 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.