критика

Валерий Брюсов. Испепелённый

Испепелённый

Валерий Брюсов

«Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculte maitresse, которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе. После критических работ В. Розанова...
Эдуард Ганслик. О прекрасном в музыке

О прекрасном в музыке

Эдуард Ганслик

«Печатая перевод замечательного сочинения Ганслика „о прекрасном в музыке“, мы полагаем, что не будет лишним сделать несколько замечаний, без которых, по нашему мнению, нельзя оставить некоторые, впрочем немногие, положения автора…»
Александр Бестужев-Марлинский. (О переводе)

(О переводе)

Александр Бестужев-Марлинский

Критические заметки о переводах английской поэзии.
Виктор Буренин. Критические очерки

Критические очерки

Виктор Буренин

«…Ужасным признанием о том, что я вампир, я мог бы и кончить беседу о г-не Мережковском. Но мне хочется сказать этому стихотворцу, дебютирующему в роли критика, еще несколько слов именно по поводу моего смеха. Г-н Мережковский находит „диким и...
Александр Блок. О современном состоянии русского символизма

О современном состоянии русского символизма

Александр Блок

«Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать. Приступая к своему ответу на доклад Вячеслава Ивановича Иванова, я должен сказать, что уклоняюсь от своих прямых обязанностей художника; но настоящее положение русского художественного...
Валерий Брюсов. Литературная жизнь Франции. Научная поэзия

Литературная жизнь Франции. Научная поэзия

Валерий Брюсов

«Недавно „Matin“ напечатало неизданное письмо Ж. Визе к одному из его друзей, о искусстве, разуме и прогрессе. „Ваш прогресс, – пишет Визе, – неизбежный, неумолимый, убивает искусство. Бедное мое искусство! Общества, наиболее зараженные...
Валерий Брюсов. Испепелённый

Испепелённый

Валерий Брюсов

«Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculte maitresse, которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе. После критических работ В. Розанова...
Валерий Брюсов. Ненужная правда

Ненужная правда

Валерий Брюсов

«Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить себе свои тайные, смутные чувствования. Где нет этого уяснения, нет творчества; где нет этой тайности в чувстве – нет искусства. Художник в творчестве озаряет свою собственную...
Валерий Брюсов. Карл V

Карл V

Валерий Брюсов

«Не так давно мне случилось присутствовать в редакции одного декадентского журнала на чтении молодым начинающим автором его трагедии „Карл V“. Автор был для нас человеком совершенно чужим, и среди нас лично знал его только один постоянный...
Аким Волынский. Литературные заметки. Валериан Майков

Литературные заметки. Валериан Майков

Аким Волынский

«Литературная деятельность Валериана Майкова продолжалась недолго. Появившись впервые в печати в 1845 г., он проработал около двух лет в трех различных журналах. 15-го июля 1847 г. его уже не стало: он утонул, купаясь в пруде недалеко от...
Валерий Брюсов. Карл V

Карл V

Валерий Брюсов

«Не так давно мне случилось присутствовать в редакции одного декадентского журнала на чтении молодым начинающим автором его трагедии „Карл V“. Автор был для нас человеком совершенно чужим, и среди нас лично знал его только один постоянный...
Валерий Брюсов. Стихотворная техника Пушкина

Стихотворная техника Пушкина

Валерий Брюсов

«В развитии стихотворной техники Пушкина можно различить три основных периода. Первый обнимает „лицейские стихотворения“ и стихи, написанные до ссылки 1820 года. Он характеризуется, особенно вначале, разнообразием метров, но и сравнительной...
Валерий Брюсов. Неувядаемая слава Франции

Неувядаемая слава Франции

Валерий Брюсов

«Гюго Виктор – величайший из французских поэтов XIX столетия (1802–1885). Родился в Безансоне, когда, по выражению самого поэта, „веку было два года“, и умер уже в ту эпоху, которую определяют выражением fin du si?cle. Таким образом, жизнь Гюго...
Валерий Брюсов. Гипербола и фантастика у Гоголя

Гипербола и фантастика у Гоголя

Валерий Брюсов

«Чтение моего доклада на торжественном заседании Общества любителей российской словесности в Москве 27 апреля вызвало, как известно, резкие протесты части слушателей. В те самые дни, когда целый ряд ораторов в целом ряде речей напоминал о том,...
Виссарион Григорьевич Белинский. Сельское чтение…

Сельское чтение…

Виссарион Григорьевич Белинский

«Эта книга, не принадлежа собственно к тому, что обыкновенно называется „литературою“, – тем не менее принадлежит к важнейшим произведениям современной литературы и весом своей внутренней ценности перетянет многие пуды романов, повестей, драм –...
Михаил Салтыков-Щедрин. Бродящие силы

Бродящие силы

Михаил Салтыков-Щедрин

Рецензия на «Бродящие силы» Авенариуса – первое литературно-критическое выступление Салтыкова в «Отечественных записках» Некрасова. Салтыкова – литературного критика и рецензента – в первую очередь интересовали произведения, которые следовало...
Валерий Брюсов. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества

Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества

Валерий Брюсов

«Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее...
Леонид Андреев. Живая книга

Живая книга

Леонид Андреев

«Я стал читать „Тоннель“ Келлермана, и по мере того, как одна за другою переворачивались страницы, мне начало вспоминаться – сперва смутно, потом все яснее – то необыкновенное, волнующее и радостное чувство, какое в детстве вызывала всякая...
Константин Сергеевич Аксаков. Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души»

Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мертвые души»

Константин Сергеевич Аксаков

«Мы нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на точку зрения, с какой, нам кажется,...
Александр Блок. О театре

О театре

Александр Блок

«Прежде всего я должен ограничить свою задачу. Тема моя – русский драматический театр ближайшего будущего. Пускаться в общие рассуждения о театре далекого прошлого и отдаленного будущего у меня нет охоты. Еще недавно бедная, русская литература...
Валерий Брюсов. Синтетика поэзии

Синтетика поэзии

Валерий Брюсов

«Искусство, в частности поэзия, есть акт познания; таким образом, конечная цель искусства та же, как науки, – познание. По отношению к поэзии это вскрыто (школой Вильгельма Гумбольдта) из аналогии поэтического творчества и творчества языкового....
Влас Дорошевич. Летний театр

Летний театр

Влас Дорошевич

«Летний сезон умирает. Мы знали почти покойного лично. Почти покойный был лакейского происхождения. В самом деле! Петербург удивительно эволюционировал…»
Влас Дорошевич. A.B. Барцал, или История русской оперы

A.B. Барцал, или История русской оперы

Влас Дорошевич

«В Большом театре Мазини и Станио чаровали публику в „Трубадуре“. Красавец Станио сверкал в „Пророке“. Молодой Мазини увлекал каватиною в „Фаусте“. Дезире Арто потрясала в Валентине. Джамэт гремел своим „Пиф-паф“ в Марселе и песнью о золотом...
Владимир Михайлович Шулятиков. Критические этюды (А. И. Сумбатов)

Критические этюды (А. И. Сумбатов)

Владимир Михайлович Шулятиков

«Перед нами три тома драматических произведений книги А. И. Сумбатова. Действие его драм разыгрывается обыкновенно в интересной социальной обстановке. Г. Сумбатов, следуя традициям, завещанным драмой шестидесятых-семидесятых годов, старается...
Влас Дорошевич. A.B. Барцал, или История русской оперы

A.B. Барцал, или История русской оперы

Влас Дорошевич

«В Большом театре Мазини и Станио чаровали публику в „Трубадуре“. Красавец Станио сверкал в „Пророке“. Молодой Мазини увлекал каватиною в „Фаусте“. Дезире Арто потрясала в Валентине. Джамэт гремел своим „Пиф-паф“ в Марселе и песнью о золотом...
Иван Тургенев. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва.

Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва.

Иван Тургенев

Книгу С. Т. Аксакова Тургенев ценил за правдивый показ русской природы. Но по своему содержанию, по кругу вопросов, затронутых Тургеневым, его статья выходила далеко за рамки оценки книги С. Т. Аксакова, что было замечено еще современниками...
Михаил Салтыков-Щедрин. Засоренные дороги и с квартиры на квартиру

Засоренные дороги и с квартиры на квартиру

Михаил Салтыков-Щедрин

А. К. Шеллер (псевд. – Михайлов) – один из популярных беллетристов 60–70-х годов, посвящавший свои произведения преимущественно теме «новых людей». Салтыков внимательно следил за творческой эволюцией писателя, видя в ней яркую иллюстрацию...
Борис Арватов. Речетворчество

Речетворчество

Борис Арватов

«Когда впервые появились произведения „заумников“ (Хлебникова и Крученых) и публикой и огромным большинством исследователей они были восприняты: 1) как факт до сих пор небывалый; 2) как факт, возможный только в поэзии; 3) как явление чисто...
Борис Арватов. Контр-революция формы

Контр-революция формы

Борис Арватов

«То реакционное социально-художественное движение, выразителем которого является Брюсов, широкой волной разлилось сейчас по Республике. Брюсовское творчество не единичное явление, не индивидуальный, одинокий факт. Почитайте пролетарских поэтов,...
Владимир Михайлович Шулятиков. Поэзия «воли к силе и воли к жизни» (С. Надсон)

Поэзия «воли к силе и воли к жизни» (С. Надсон)

Владимир Михайлович Шулятиков

«Нередко, – особенно за последнее время, – приходится слышать циркулирующее среди публики мнение о том, будто Надсон – типичный „нытик“. Критики, в свою очередь, обращают преимущественно внимание на мотивы „разочарования“, на пессимистические...
Владимир Михайлович Шулятиков. Душевная драма Некрасова

Душевная драма Некрасова

Владимир Михайлович Шулятиков

«Недавнее чествование Некрасова воскрешает память об одной из самых острых и мучительных „душевных“ драм, какие только знает летопись русской литературы. <…> Его душевная драма издавна приковывала к себе особенное внимание как со стороны...
Александр Блок. «Без божества, без вдохновенья»

«Без божества, без вдохновенья»

Александр Блок

«Среди широкой публики очень распространено мнение, что новая русская изящная литература находится в упадке. Последнее имя, которое произносится с убеждением людьми, стоящими совершенно вне литературы, есть имя Льва Толстого. Все позднейшее, –...
Аким Волынский. Репин и Ге

Репин и Ге

Аким Волынский

«В ноябре истекшего 1894 года известный художник И. Е. Репин напечатал в приложениях к „Ниве“ небольшую статью под названием „Николай Николаевич Ге и наши претензии к искусству“. Производя критическую оценку произведениям Ге, г. Репин не в...
Николай Гаврилович Чернышевский. Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого (статья)

Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого (статья)

Николай Гаврилович Чернышевский

«Нельзя сказать, чтобы попытки сделать это были очень удачны. Причина неудовлетворительности их отчасти заключается в том, что талант графа Толстого быстро развивается, и почти каждое новое произведение обнаруживает в нем новые черты. Конечно,...
Михаил Салтыков-Щедрин. Некрологические заметки

Некрологические заметки

Михаил Салтыков-Щедрин

Среди множества откликов на смерть Тургенева анонимное выступление Салтыкова принадлежит к числу наиболее замечательных. По глубине и масштабности исторического осмысления Тургенева, его значения для русской жизни, с этим выступлением...
Влас Дорошевич. Празднование 75-летия Малого театра

Празднование 75-летия Малого театра

Влас Дорошевич

«Я беседовал с новым человеком, от которого в Малом театре зависит „все“. – Почему нет чествования 75-летия Малого театра? – 75-летия чего? 75-летия кирпичей?! В тоне слышалось много „пренебрежительности“…»
Владимир Михайлович Шулятиков. Критические этюды (А. И. Сумбатов)

Критические этюды (А. И. Сумбатов)

Владимир Михайлович Шулятиков

«Перед нами три тома драматических произведений книги А. И. Сумбатова. Действие его драм разыгрывается обыкновенно в интересной социальной обстановке. Г. Сумбатов, следуя традициям, завещанным драмой шестидесятых-семидесятых годов, старается...
Виктор Буренин. Критические очерки. Литературное юродство и кликушество

Критические очерки. Литературное юродство и кликушество

Виктор Буренин

«…В нашей литературе замечается одно курьезное явление: выскакивание время от времени юродивых и кликуш. Эти кликуши и юродивые выскакивают во всевозможных видах: то в виде поэтов, сочиняющих нелепые вирши, то в виде критиков и публицистов,...
Валерий Брюсов. О искусстве

О искусстве

Валерий Брюсов

«На этих страницах я пересказываю свои мысли о искусстве. Что такое искусство, откуда оно или в чем его цель, – эти вопросы близки мне давно, с раннего детства; в своих раздумьях вновь и вновь возвращался я к ним, ибо годы жил только искусством...
Николай Аксаков. Людвиг Кондратович (Вл. Сырокомля)

Людвиг Кондратович (Вл. Сырокомля)

Николай Аксаков

«Счастлива участь критика, желая ему приходится имѣть дѣло съ такимъ произведеніемъ художественнаго, творчества, которое не только вполнѣ соотвѣтствуетъ готовымъ, уже сложившимся эстетическимъ требованіямъ, но развиваетъ и распространяетъ самыя...
Аполлон Александрович Григорьев. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина

Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина

Аполлон Александрович Григорьев

«В 1834 году в одном из московских журналов, пользовавшемся весьма небольшим успехом, но взамен того отличавшемся серьезностию взгляда и тона, впервые появилось с особенною яркостию имя, которому суждено было долго играть истинно путеводную роль...
Константин Сергеевич Аксаков. Повесть о бражнике

Повесть о бражнике

Константин Сергеевич Аксаков

«Бражник входит в рай: вот основа этой повести. С первого взгляда это может показаться странным. Иные даже, может быть, подумают, не хотел ли русский народ оправдать этой повестью страсть свою к пьянству… Ничего подобного тут нет. Чтобы понять...
Владимир Михайлович Шулятиков. «Новое искусство»

«Новое искусство»

Владимир Михайлович Шулятиков

«Когда несколько лет тому назад увлечение „новым искусством“ у нас приняло характер острого общественного поветрия, когда проповедником декадентства и символа явились не только молодые писатели, только что начавшие свою литературную карьеру, но...
Александр Амфитеатров. После лондонского конгресса

После лондонского конгресса

Александр Амфитеатров

«Лондонский конгресс для изыскания мер борьбы против торговли белыми невольницами торжественно провалился. Впрочем, даже и не торжественно. Он просто „не расцвел и отцвел в утре пасмурных дней“. Спрятался куда-то – в самый петитный уголок...
Влас Дорошевич. Мистерия

Мистерия

Влас Дорошевич

«Представьте себе совершенно невероятную картину. Париж. Вечер. Город охвачен весельем. Огромный театр. Полный нарядный зал. Фраки; великолепные туалеты. И на эту блестящую толпу смотрят со сцены глаза распятого Христа. На сцене Голгофа. Три креста…»
Влас Дорошевич. Последнее слово реализма

Последнее слово реализма

Влас Дорошевич

«Я вернулся домой весь разбитый. Словно на мне возили дрова. Я едва дотащился до кресла и сижу подавленный, в каком-то оцепенении, полный того ужаса, который только что пережил. Что случилось? Я был в театре. В одном из лучших парижских...
Михаил Салтыков-Щедрин. В разброд

В разброд

Михаил Салтыков-Щедрин

Вторая рецензия Салтыкова на произведения Михайлова явилась продолжением полемики «Отечественных записок» с журналом «Дело» по важнейшим проблемам эстетики. Настаивая на верности своего прошлогоднего отзыва о Михайлове и связанных с ним общих...

Оставайтесь на связи

Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
книги, что говорят с тобой
© 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.