• 1
  • ...
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8

  • критика

    Влас Дорошевич. Московский Малый театр

    Московский Малый театр

    Влас Дорошевич

    «Москва и Малый театр… Я бы сказал больше: Россия, интеллигентная, просвещенная, читающая и преданная искусству Россия и Московский Малый театр – два сплоченных, неразрывно связанных между собою звена. И москвичу особенно хочется лишний раз...
    Сергей Булгаков. Русская трагедия (о «Бесах» Достоевского)

    Русская трагедия (о «Бесах» Достоевского)

    Сергей Булгаков

    «Хотя Достоевский не написал ни одной страницы в драматической форме, тем не менее в своих больших романах по существу дела он является и великим трагиком. Это выступает с полной очевидностью при сценической постановке его романов, особенно же...
    Валерий Брюсов. Здравого смысла тартарары

    Здравого смысла тартарары

    Валерий Брюсов

    « Лица диалога: Неистовый критик . Писатель уже немолодой, начавший писать еще при Надсоне, но потом уверовавший в символизм. Умеренный критик . Писатель более молодой, особенно боящийся прослыть отсталым. Поэт-символист . Стареющий...
    Михаил Салтыков-Щедрин. Напрасные опасения

    Напрасные опасения

    Михаил Салтыков-Щедрин

    Статья представляет собою одно из наиболее обстоятельных высказываний Салтыкова по общим вопросам развития современной ему литературы. В то же время ее можно рассматривать и как программное литературно-критическое выступление «Отечественных...
    Борис Арватов. Гражд. Ахматова и тов. Коллонтай

    Гражд. Ахматова и тов. Коллонтай

    Борис Арватов

    «Во 2-м номере „Молодой Гвардии“ напечатана статья тов. Коллонтай „О Драконе и Белой птице“, статья представляет собой письмо „к трудящейся молодежи“ и посвящена анализу поэтического творчества Анны Ахматовой с точки зрения проблемы о новом типе...
    Иван Тургенев. Вильгельм Телль. Соч. Шиллера

    Вильгельм Телль. Соч. Шиллера

    Иван Тургенев

    Рецензия Тургенева на перевод «Вильгельма Телля» содержит характерные для демократической критики начала 1840-х годов суждения о «германском духе» и о творчестве Шиллера как отражении немецкого национального сознания. «Вильгельм Телль», по...
    Аким Волынский. Литературные заметки. Статья II. Д. И. Писарев

    Литературные заметки. Статья II. Д. И. Писарев

    Аким Волынский

    Библиографические заметки Писарева в журнале «Рассвет». – Эмансипация женщины. – Три статьи о Гончарове, Тургеневе и Толстом. – Эстетические, моральные и религиозные взгляды Писарева в этом периоде его литературной деятельности. – Первые шаги...
    Александр Блок. Судьба Аполлона Григорьева

    Судьба Аполлона Григорьева

    Александр Блок

    «Пятьдесят лет тому назад умер Аполлон Александрович Григорьев, замечательный русский поэт и мыслитель сороковых годов. Из сочинений его издана весьма малая часть: томик стихов и первый том „Сочинений“; то и другое теперь – библиографическая...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Критические этюды (О поздних рассказах А. П. Чехова)

    Критические этюды (О поздних рассказах А. П. Чехова)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «…впервые г. Чехов выводит перед читателями „положительный“ тип. Героиня рассказа не только разрывает путы, связывавшие ее с „мещанским царством“ – что случалось и с персонажами некоторых из прежних произведений А. Чехова, – но и не...
    Валерий Брюсов. О рифме

    О рифме

    Валерий Брюсов

    «От исследования, подписанного именем В. Жирмунского, можно требовать многого. Что вообще должно было бы признать хорошей работой, может не удовлетворить, если это – труд В. Жирмунского. Его новая книга о рифме даст много читателю,...
    Влас Дорошевич. Сальвини в роли Отелло

    Сальвини в роли Отелло

    Влас Дорошевич

    «Говорить о том, что Сальвини – великий артист, который в роли Отелло становится недосягаемым, это повторять, „что день есть день, а ночь есть ночь, а время – время, – значило бы потерять и день, и ночь, и время“…»
    Аким Волынский. Антон Чехов

    Антон Чехов

    Аким Волынский

    «Я перечел несколько рассказов Чехова, разбросанных по разным журналам. Какое яркое развитие таланта! Он стал глубокомысленным и при своей меланхолической простоте духовно-содержательным. Каждый рассказ занимает всего несколько страниц. Это...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Философия патриархальной простоты (М. О. Меньшиков)

    Философия патриархальной простоты (М. О. Меньшиков)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «…Главное несчастье всего человечества, по мнению г. Меньшикова, заключается именно в том, что накопленная в недрах патриархальных общин и родов жизненная энергия, в дальнейшем развитии истории, „рассеялась вокруг“, в том, что новая „культура“,...
    Владимир Михайлович Шулятиков. В «стихийной» борьбе за жизнь

    В «стихийной» борьбе за жизнь

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «…Герои Серафимовича – люди труда, – всегда действуют только в минуты напряженной борьбы за жизнь. Он освещает драмы борьбы за жизнь, которые разыгрываются, то у берегов моря, среди водных пустынь, окованных льдом, то на плотах, сплавляемых по...
    Влас Дорошевич. Мистерия

    Мистерия

    Влас Дорошевич

    «Представьте себе совершенно невероятную картину. Париж. Вечер. Город охвачен весельем. Огромный театр. Полный нарядный зал. Фраки; великолепные туалеты. И на эту блестящую толпу смотрят со сцены глаза распятого Христа. На сцене Голгофа. Три креста…»
    Валерий Брюсов. Медный Всадник

    Медный Всадник

    Валерий Брюсов

    «Первое, что поражает в „Медном Всаднике“, это – несоответствие между фабулой повести и ее содержанием. В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся...
    Влас Дорошевич. Десять лет

    Десять лет

    Влас Дорошевич

    «Десять лет тому назад, в этот день, в Художественном театре весь зал, поднявшись как один человек, стоя аплодировал горячо и восторженно. И только тому, к кому неслись эти аплодисменты, кричали: – Сядьте!.. сядьте!.. Антон Павлович Чехов был...
    Виктор Буренин. Литературные эпигоны

    Литературные эпигоны

    Виктор Буренин

    «…– Мне кажется, ваш мрачный взгляд на современную литературу – результат вашего траурного настроения и вашей старости… – Вы ошибаетесь. Мое траурное настроение тут ни при чем. Если бы у меня и не было траурного настроения, обусловливающегося...
    Влас Дорошевич. Кризис Московского Художественного театра

    Кризис Московского Художественного театра

    Влас Дорошевич

    «Для каждого, кто более или менее знаком с московским Художественным театром, кто внимательно следил за его нарождением и дальнейшим развитием – ясно, что за последние годы театр переживает кризис. Стоит воспроизвести в памяти блестящие...
    Валерий Брюсов. Испепелённый

    Испепелённый

    Валерий Брюсов

    «Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculte maitresse, которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе. После критических работ В. Розанова...
    Виктор Буренин. Критические очерки

    Критические очерки

    Виктор Буренин

    «…Ужасным признанием о том, что я вампир, я мог бы и кончить беседу о г-не Мережковском. Но мне хочется сказать этому стихотворцу, дебютирующему в роли критика, еще несколько слов именно по поводу моего смеха. Г-н Мережковский находит „диким и...
    Александр Блок. О современном состоянии русского символизма

    О современном состоянии русского символизма

    Александр Блок

    «Прямая обязанность художника – показывать, а не доказывать. Приступая к своему ответу на доклад Вячеслава Ивановича Иванова, я должен сказать, что уклоняюсь от своих прямых обязанностей художника; но настоящее положение русского художественного...
    Валерий Брюсов. Литературная жизнь Франции. Научная поэзия

    Литературная жизнь Франции. Научная поэзия

    Валерий Брюсов

    «Недавно „Matin“ напечатало неизданное письмо Ж. Визе к одному из его друзей, о искусстве, разуме и прогрессе. „Ваш прогресс, – пишет Визе, – неизбежный, неумолимый, убивает искусство. Бедное мое искусство! Общества, наиболее зараженные...
    Валерий Брюсов. Испепелённый

    Испепелённый

    Валерий Брюсов

    «Если бы мы пожелали определить основную черту души Гоголя, ту faculte maitresse, которая господствует и в его творчестве, и в его жизни, – мы должны были бы назвать стремление к преувеличению, к гиперболе. После критических работ В. Розанова...
    Валерий Брюсов. Ненужная правда

    Ненужная правда

    Валерий Брюсов

    «Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить себе свои тайные, смутные чувствования. Где нет этого уяснения, нет творчества; где нет этой тайности в чувстве – нет искусства. Художник в творчестве озаряет свою собственную...
    Аким Волынский. Литературные заметки. Валериан Майков

    Литературные заметки. Валериан Майков

    Аким Волынский

    «Литературная деятельность Валериана Майкова продолжалась недолго. Появившись впервые в печати в 1845 г., он проработал около двух лет в трех различных журналах. 15-го июля 1847 г. его уже не стало: он утонул, купаясь в пруде недалеко от...
    Влас Дорошевич. Макбет, или Жертва ведьм

    Макбет, или Жертва ведьм

    Влас Дорошевич

    «Оказывается, никакого Макбета никогда и на свете-то не было. Был очень мягкий человек, которого погубили четыре ведьмы. Трех он встретил в степи, четвертая – его собственная жена. Конечно, это тоже трагедия. Но не та, которую написал Шекспир…»
    Валерий Брюсов. Стихотворная техника Пушкина

    Стихотворная техника Пушкина

    Валерий Брюсов

    «В развитии стихотворной техники Пушкина можно различить три основных периода. Первый обнимает „лицейские стихотворения“ и стихи, написанные до ссылки 1820 года. Он характеризуется, особенно вначале, разнообразием метров, но и сравнительной...
    Валерий Брюсов. Неувядаемая слава Франции

    Неувядаемая слава Франции

    Валерий Брюсов

    «Гюго Виктор – величайший из французских поэтов XIX столетия (1802–1885). Родился в Безансоне, когда, по выражению самого поэта, „веку было два года“, и умер уже в ту эпоху, которую определяют выражением fin du si?cle. Таким образом, жизнь Гюго...
    Владимир Михайлович Шулятиков. «Старое» и «новое» в современной литературе

    «Старое» и «новое» в современной литературе

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Обществу „приелись“ прозаические объективные описания повседневной, обыденной жизни, какие предлагаются „натуралистической“ школой: искусство оказалось слишком туго зашнурованным в „корсет холодного протоколизма“ – и вот литература спешит...
    Валерий Брюсов. Гипербола и фантастика у Гоголя

    Гипербола и фантастика у Гоголя

    Валерий Брюсов

    «Чтение моего доклада на торжественном заседании Общества любителей российской словесности в Москве 27 апреля вызвало, как известно, резкие протесты части слушателей. В те самые дни, когда целый ряд ораторов в целом ряде речей напоминал о том,...
    Виссарион Григорьевич Белинский. Сельское чтение…

    Сельское чтение…

    Виссарион Григорьевич Белинский

    «Эта книга, не принадлежа собственно к тому, что обыкновенно называется „литературою“, – тем не менее принадлежит к важнейшим произведениям современной литературы и весом своей внутренней ценности перетянет многие пуды романов, повестей, драм –...
    Михаил Салтыков-Щедрин. Бродящие силы

    Бродящие силы

    Михаил Салтыков-Щедрин

    Рецензия на «Бродящие силы» Авенариуса – первое литературно-критическое выступление Салтыкова в «Отечественных записках» Некрасова. Салтыкова – литературного критика и рецензента – в первую очередь интересовали произведения, которые следовало...
    Валерий Брюсов. Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества

    Ф. И. Тютчев. Смысл его творчества

    Валерий Брюсов

    «Поэзия Тютчева принадлежит к самым значительным, самым замечательным созданиям русского духа. К поэзии Тютчева можно подходить с трех разных точек зрения: можно обратить внимание на выраженные в ней мысли, можно постараться выявить ее...
    Леонид Андреев. Живая книга

    Живая книга

    Леонид Андреев

    «Я стал читать „Тоннель“ Келлермана, и по мере того, как одна за другою переворачивались страницы, мне начало вспоминаться – сперва смутно, потом все яснее – то необыкновенное, волнующее и радостное чувство, какое в детстве вызывала всякая...
    Александр Блок. О театре

    О театре

    Александр Блок

    «Прежде всего я должен ограничить свою задачу. Тема моя – русский драматический театр ближайшего будущего. Пускаться в общие рассуждения о театре далекого прошлого и отдаленного будущего у меня нет охоты. Еще недавно бедная, русская литература...
    Валерий Брюсов. Синтетика поэзии

    Синтетика поэзии

    Валерий Брюсов

    «Искусство, в частности поэзия, есть акт познания; таким образом, конечная цель искусства та же, как науки, – познание. По отношению к поэзии это вскрыто (школой Вильгельма Гумбольдта) из аналогии поэтического творчества и творчества языкового....
    Влас Дорошевич. Летний театр

    Летний театр

    Влас Дорошевич

    «Летний сезон умирает. Мы знали почти покойного лично. Почти покойный был лакейского происхождения. В самом деле! Петербург удивительно эволюционировал…»
    Влас Дорошевич. A.B. Барцал, или История русской оперы

    A.B. Барцал, или История русской оперы

    Влас Дорошевич

    «В Большом театре Мазини и Станио чаровали публику в „Трубадуре“. Красавец Станио сверкал в „Пророке“. Молодой Мазини увлекал каватиною в „Фаусте“. Дезире Арто потрясала в Валентине. Джамэт гремел своим „Пиф-паф“ в Марселе и песнью о золотом...
    Влас Дорошевич. Макбет, или Жертва ведьм

    Макбет, или Жертва ведьм

    Влас Дорошевич

    «Оказывается, никакого Макбета никогда и на свете-то не было. Был очень мягкий человек, которого погубили четыре ведьмы. Трех он встретил в степи, четвертая – его собственная жена. Конечно, это тоже трагедия. Но не та, которую написал Шекспир…»
    Владимир Михайлович Шулятиков. Критические этюды (А. И. Сумбатов)

    Критические этюды (А. И. Сумбатов)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Перед нами три тома драматических произведений книги А. И. Сумбатова. Действие его драм разыгрывается обыкновенно в интересной социальной обстановке. Г. Сумбатов, следуя традициям, завещанным драмой шестидесятых-семидесятых годов, старается...
    Влас Дорошевич. A.B. Барцал, или История русской оперы

    A.B. Барцал, или История русской оперы

    Влас Дорошевич

    «В Большом театре Мазини и Станио чаровали публику в „Трубадуре“. Красавец Станио сверкал в „Пророке“. Молодой Мазини увлекал каватиною в „Фаусте“. Дезире Арто потрясала в Валентине. Джамэт гремел своим „Пиф-паф“ в Марселе и песнью о золотом...
    Владимир Михайлович Шулятиков. О Л. Мельшине

    О Л. Мельшине

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Л. Мельшин … принадлежит к числу писателей, „плывущих против общего течения“. Он – представитель поколения интеллигенции, сходящего с исторической сцены. …»
    Иван Тургенев. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва.

    Записки ружейного охотника Оренбургской губернии. С. А-ва.

    Иван Тургенев

    Книгу С. Т. Аксакова Тургенев ценил за правдивый показ русской природы. Но по своему содержанию, по кругу вопросов, затронутых Тургеневым, его статья выходила далеко за рамки оценки книги С. Т. Аксакова, что было замечено еще современниками...
    Михаил Салтыков-Щедрин. Засоренные дороги и с квартиры на квартиру

    Засоренные дороги и с квартиры на квартиру

    Михаил Салтыков-Щедрин

    А. К. Шеллер (псевд. – Михайлов) – один из популярных беллетристов 60–70-х годов, посвящавший свои произведения преимущественно теме «новых людей». Салтыков внимательно следил за творческой эволюцией писателя, видя в ней яркую иллюстрацию...
    Борис Арватов. Речетворчество

    Речетворчество

    Борис Арватов

    «Когда впервые появились произведения „заумников“ (Хлебникова и Крученых) и публикой и огромным большинством исследователей они были восприняты: 1) как факт до сих пор небывалый; 2) как факт, возможный только в поэзии; 3) как явление чисто...
    Борис Арватов. Контр-революция формы

    Контр-революция формы

    Борис Арватов

    «То реакционное социально-художественное движение, выразителем которого является Брюсов, широкой волной разлилось сейчас по Республике. Брюсовское творчество не единичное явление, не индивидуальный, одинокий факт. Почитайте пролетарских поэтов,...
    Владимир Михайлович Шулятиков. Поэзия «воли к силе и воли к жизни» (С. Надсон)

    Поэзия «воли к силе и воли к жизни» (С. Надсон)

    Владимир Михайлович Шулятиков

    «Нередко, – особенно за последнее время, – приходится слышать циркулирующее среди публики мнение о том, будто Надсон – типичный „нытик“. Критики, в свою очередь, обращают преимущественно внимание на мотивы „разочарования“, на пессимистические...
  • 1
  • ...
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • Оставайтесь на связи

    Будьте в курсе новостей о выходящих книгах, подпишитесь на нашу еженедельную рассылку:
    книги, что говорят с тобой
    © 2011-2024. Your Lib. All Rights Reserved.