Термин «лишний человек» вошел в литературный обиход в 50ые годы XIX в. с произведениями Тургенева – «Дневник лишнего человека», «Рудин». «Дворянское гнездо». Но как художественный тип лишний человек появился в литературе значительно раньше: пушкинский Евгений Онегин («Евгений Онегин»). лермонтовский Печорин («Герой нашего времени»), герценовский Бельтов («Кто виноват»). Этот термин используется для обозначения литературного персонажа, не сумевшего реализовать свои способности ни в нравственном отношении, ни в общественной жизни. Умный, образованный, часто интеллектуально превосходящий окружающих, лишний человек чувствует себя одиноким, ненужным, не вписывающимся в свою среду, он испытывает постоянный разлад с миром. Глубокий внутренний конфликт между словом и делом, сознанием и волей, рефлексией и поступками делает его неприспособленным к жизни. Как правило, он несчастен и приносит несчастье другим. Этот тип героя известен и в западноевропейской литературе. Содержание: Иван Тургенев. Дневник лишнего человека. Дворянское гнездо Рудин Александр Герцен Кто виноват? Михаил Лермонтов Герой нашего времени