Документально-приключенческий роман о радикальных политических экспериментах пиратов на Мадагаскаре XVII–XVIII веков. Цель романа «Пиратское Просвещение» – вернуть фокус антропологии и этнографии в их первоначальное русло, а именно – наблюдение за тем, как развивается культура и общество. Дэвид Гребер критикует европоцентричный подход, по которому «дикие народы» могут стать цивилизованными лишь под пристальным европейским надзором. На самом деле истоки либеральных и демократических идей лежат далеко за пределами «западной цивилизации». Принято считать, что Эпоха Просвещения началась в Европе, среди белых колонн и напудренных париков. Но что если Просвещение зародилось на борту судна морских разбойников, под флагом Веселого Роджера? А что если те самые вымышленные эгалитарные «пиратские королевства» вроде Либерталии действительно существовали? У этих сообществ богатая история, полная радикальных и креативных экспериментов с самоуправлением и социальным строем. Гребер играючи развенчивает мифы становления Эпохи Просвещения и рассказывает феноменальную историю о магии, воровстве, шпионах, поклонении дьяволу и других головокружительных фактах, которые лежат в основе современных демократических принципов и свободы.
Пресса о книге:
«Характерно радикальное переосмысление истории, которое ставит социальные и политические эксперименты пиратов в самое сердце европейского Просвещения» , –
Амитав Гош
«Книга Дэвида Гребера – это апология Просвещения, но как глобального, а не только „западного“ проекта» , –
Дмитрий Жихаревич, социолог
«Дэвид Гребер был крайне оригинальным мыслителем и прекрасным писателем. Однако в первую очередь он был тем, кто искал сложные проблемы и брался за их решение» , –
Питер Франкопан, New York Times Book Review
«Выдающееся антропологическое исследование и важное дополнение к малагасийской истории… Несомненно спорное, но потому и важное» , –
Kirkus Reviews
«Книга Гребера – не только реконструкция любопытного исторического эпизода. Это, как он сам пишет (немного, впрочем, иронизируя над модным термином), опыт деколонизации политической теории» , –