«Роза», роман Оксаны Васякиной в жанре автофикшн, продолжает ее исследование отношений с семьей, реальностью и самой собой. «Рана» – дебютная книга трилогии – стала прощанием с умершей матерью, «Степь» – монологом об отце и его тяжелой судьбе. В завершающем трилогию романе «Роза» писательница старается разгадать тайну такой короткой жизни своей тети Светланы. Из небольших фрагментов памяти словно паззл складывается сложный образ, в котором тяжелые отношения с матерью, бытовая неустроенность и равнодушие к собственной судьбе соседствуют с почти детской уязвимостью и чистотой.
«Иногда я спрашиваю у себя, почему для письма мне нужна фигура извне: мать, отец, Светлана. Почему я не могу написать о себе? Потому что я – это основа отражающей поверхности зеркала. Металлическое напыление. Можно долго всматриваться в изнаночную сторону зеркала и ничего не увидеть, кроме мелкой поблескивающей пыли. Я отражаю реальность», –
Оксана Васякина
Аудиокнига записана в авторском исполнении – это уникальная возможность услышать, как сама писательница чувствует свой текст и какие акценты расставляет в этой истории. Оксана Васякина – поэтесса, писательница, куратор культурных проектов, соосновательница школы «Литературные практики». Отмечена литературными премиями «Лицей» и «Нос». Роман «Рана» переведен на английский, французский, немецкий, чешский и финский языки. Роман «Роза» вошел в короткий список XVIII сезона «Большой книги».
Пресса о книге:
«Роза» – метароман, причем, в отличие от «Раны» и «Степи», настолько ярко выраженный, что, кажется, такого конструктивизма в современной русской литературе не появлялось давно. Вот рассказчица о чем-то повествует и буквально через несколько страниц объясняет, почему она это делает. Она ходит сочинять роман в Тимирязевский лес и подробно описывает, как обустроить рабочее место в сухую погоду, а как – на случай, если пойдет дождь. Такие детали добавляют живости, не только придают тексту пресловутую многослойность, но и служат отдельным аттракционом» , –
Артем Роганов .
«Как и предыдущие части трилогии, „Розу“ можно назвать вещью жестокой, местами брутальной, натуралистичной, но никак не бессердечной. Выписывая уже третью историю своей семьи, Оксана Васякина обретает равновесие, близкое к спокойствию стоика (в классическом, а не современном смысле слова)» , –