Митрополит Антоний Сурожский О САМОПОЗНАНИИ Беседы
Общее время звучания 5 ч 40 м 53 с Призыв человека верующего к самопознанию – одна из частых и крайне важных тем в богатейшем духовном наследии митрополита Сурожского Антония (1914–2003). Множество раз, говоря со слушателями на тему встречи человеческой души с Богом, он подчеркивал, что мы не можем на эту встречу выставлять выдуманного, неподлинного себя: тогда встречи не произойдет. Но чтобы встретиться с самим собой, нужна и смелость, и дерзновение, и упорство. «Познай самого себя» – этот призыв главного философа древности непрестанно звучит в христианской литературе всех времен. Прошедший век обогатил это устремление множеством новых тем и ракурсов – психологических, философских, социологических, принося с этим разнообразием немало сложных проблем для традиционного христианского понимания души и жизни «внутреннего человека». Митрополит Антоний – один из тех, кто не боялся размышлять над самыми неоднозначными вопросами, которые задает христианству современность. В этих беседах разных лет так или иначе говорится о традиционных для христианского понимания души понятиях, которые проживаются автором глубоко и честно, открываются им заново в свете современного нам знания. Все архивные аудиозаписи, составившие эту книгу, технически отреставрированы и обработаны для максимально возможного качества воспроизведения. 1. Услышать голос Христа Когда нас жизнь заставляет глубоко задуматься над собой и над своим путем, когда мы находимся перед лицом смерти своей или любимого человека, в нас разверзаются глубины, которые большей частью пугают нас, потому что мы там не бывали. В этих глубинах мы найдем то, чего мы не искали, потому что Бог, даже когда мы Его знаем понаслышке, открывается совершенно не так и не таким, каким мы Его ожидали встретить. 2. О поверхностности Древний писатель сказал, что познать людей – это знак мудрости, а знак предельной мудрости – это познать самого себя. Причина многих неправд в нашей жизни – то, что мы живём невнимательно, как легкомысленные туристы, попавшие на несколько дней в незнакомый город. В ранние детские годы мы, пожалуй, что- то знаем о себе, а потом мы закрываем от себя столь многое. Как же нам стать внимательными к самим себе? 3. Внутреннее молчание ч. 1 Есть легенда, что во время татарского нашествия один благочестивый город был спасен от осквернения тем, что Бог дал ему уйти в глубины озера, он утонул, но не погиб. Люди с чутким слухом могли прислушиваться и слышать звон колоколов из глубин. Вот так в нас лежит Царство Божие, вложенное в нас как уже освящённый град. Но как часто этот «внутренний град» – вне досягаемости, потому что между им и нами – непрерывная ежедневная суета! 4. Внутреннее молчание ч. 2 В течение дня каждому приходится встречаться со множеством людей, заниматься множеством вещей, делать разные дела… И как нам при этом не терять внутренний строй, который мы хоть на время получили во время утренней молитвы? 5. Отречение от своего «я» У каждого из нас ещё есть сколько-то времени научиться не жить, уткнувшись в себя самого, как говорит свт. Феофан Затворник: «Словно стружка, которая свернулась вокруг внутренней пустоты». Давайте подумаем о том, как бы это сделать. 6. Молитва-встреча
Почему часто мы не можем встретить Бога? Почему, читая Евангелие, мы остаёмся умиленными и необращенными одновременно? Сердце наше закрыто, и не бывает встречи, но почему? 7. Как найти свое подлинное «я» Есть люди, которые так привыкают играть определенную роль в жизни, что больше себя настоящего не встречают. Сколько неполноценных, подставных личностей мы из себя представляем в течение дня! И какая же из них должна встать перед Богом во время молитвы? 8. Место, где можно встретить Бога
Отцы Церкви говорят, что Бога надо искать в сердце, не в эмоциях наших, а где-то в сердцевине нашего естества. Но как туда идти, где эта сердцевина? И что не менее важно: как достичь постоянного пребывания внутри, хождения перед Богом, не теряя контакта со своим сердцем, то есть жить изнутри, а не реагировать только на приходящее извне? 9. О свободе