Рассказы Валентина Свенцицкого по своей психологичности и эмоциональному накалу сопоставимы с творчеством Ф.М. Достоевского. Писатель словом, словно скальпелем, вскрывает душу человека и показывает как самые лучшие и высокие, так и самые низкие и постыдные её стороны. Лирические и предельно жёсткие, светлые и шокирующие, рассказы Валентина Свенцицкого пробуждают в читателе любовь, совесть, сострадание, ум. Являясь непримиримым противником смертной казни, писатель посвятил свой рассказ «Неужели правда?» теме расстрела. Главный герой ставится перед выбором: выполнить приказ, расстрелять осуждённого на казнь человека и тем согрешить против заповеди «не убий» или послушать свою совесть и пойти против начальства и государственных законов.
В «Сказке для детей старшего возраста» рассказывается о том, как дьявол заскучал и собрал всё население ада для того, чтобы черти придумали, как его развеселить. В шуточной форме автор ставит нешуточный вопрос: кто же является ответственным за все важные события на Земле – дьявол или Бог? В рассказе «Отец Яков» писатель противопоставляет формализм истинной вере. В нём главный герой, священник отец Яков, всю свою жизнь посвятивший священническому служению, вдруг начинает сомневаться, можно ли выполнять церковные обряды и предписания чисто механически, без веры и любви к Богу.
Валентин Павлович Свенцицкий (1881 – 1931) – священник, проповедник, публицист, драматург, прозаик и богослов. Дружил с В. Ф. Эрном, был близко знаком с А. В. Ельчаниновым, П. А. Флоренским, С. Н. Булгаковым, Андреем Белым. На становление христианского мировоззрения Валентина Свенцицкого повлияли идеи В. С. Соловьёва, творчество Ф. М. Достоевского и этика И. Канта. Своеобразным продолжением «Легенды о Великом Инквизиторе» Достоевского стала книга Свенцицкого «Второе распятие Христа (Фантазия)», обличающая государственную и духовную власти в забвении евангельских заповедей. Роман-исповедь «Антихрист (Записки странного человека)» с необыкновенной откровенностью рассказывает о проникновении в человека инородного существа – чужого, изнутри пожирающего жертву. В сентябре 1917 г., по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, В. П. Свенцицкий рукоположен во иерея. Был назначен проповедником при штабе 1-й армии Северного фронта; с 1918 г. стал проповедником Добровольческой армии. В печати и с амвона призывал народ к покаянию и борьбе с большевизмом; считал, что только Церковь является нравственным фундаментом, на котором должна строиться Россия.
Неужели правда? Сказка для детей старшего возраста Отец Яков